Адвокат

Верещагина Елена Владимировна


Адвокат Адвокатской палаты Московской области
Уголовные дела
Гражданские дела
Арбитраж
Тел.:

8-915-151-51-02

Тел.: (496) 540-98-14, 8-915-151-51-02
Адрес: 141300, М.О., г. Сергиев Посад,
ул. Инженерная, д.7, офис 16
Факс: (496) 542-19-33
Часы работы: с 8.00 до 20.00
Проезд: карта на Яндекс

Новое в законодательстве / Гражданское право

05.04.2021-11.04.2021

С 1 сентября 2021 года в России заработает закон о "гаражной амнистии"
Федеральный закон от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон устанавливает, что до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в частности, если земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям. Закреплен перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен наследнику гражданина. Также земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, может быть предоставлен гражданину, приобретшему такой гараж по соглашению от первоначального владельца. Уточнено, что инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Уточнен порядок ограничения передачи источниками формирования кредитной истории информации в БКИ о лицах, в отношении которых применяются меры ограничительного характера
Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 N 529 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2018 г. N 38 и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 435 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"
Поправками уточняется, что источники формирования кредитной истории - кредитные организации, лизинговые компании и операторы инвестиционных платформ не представляют в бюро кредитных историй информацию, которая содержится в кредитной истории, о лицах (включая информацию об обязательствах этих лиц), в отношении которых применяются меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов, на основании заявлений этих лиц и после проверки достоверности информации, указанной в заявлениях. Предусмотрены требования к содержанию такого заявления и к проверке информации о применении в отношении подавшего заявление лица мер ограничительного характера. Указанные источники формирования кредитных историй в течение 5 рабочих дней со дня подтверждения информации, указанной в заявлении лица, уведомляют бюро кредитных историй об исключении из кредитной истории указанного лица информации об обязательствах, не исполненных на дату поступления заявления. Поправки вступают в силу с 1 января 2022 г. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 N 435 "Об утверждении Положения о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитной истории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органы предварительного следствия".

Рассмотрено обращение по вопросу внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости
Письмо Росреестра от 02.04.2021 N 13/1-00008/21 "О рассмотрении обращения"
Сообщается, что сведения в реестры ЕГРН (в том числе в реестр объектов недвижимости) вносятся посредством формирования предусмотренных Порядком ведения ЕГРН, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, данных при внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав. Формирование данных осуществляется в виде электронного документа, заверенного в кадастре недвижимости усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав, сформировавшего такие данные, сведения о котором со статусом "действующий" содержатся в реестре государственных регистраторов прав, если иное не установлено Порядком. Результат внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости не зависит от того, работник какой именно организации - Управления Росреестра по субъекту РФ или филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" сформировал проект записи о кадастровой стоимости.

Роспатентом разъяснена необходимость обязательного указания в международной заявке адреса электронной почты заявителя
Информация Роспатента "Заявители и новые владельцы регистраций Мадридской системы: дополнительная информация об обязательном указании адреса электронной почты"
С 1 февраля 2021 г. вступили в силу поправки к Правилам 3, 9, 25 и 36 Инструкции к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков. В соответствии с поправками заявители в международных заявках, новые владельцы в заявлениях о внесении записи об изменении в праве собственности (регистрация смены собственника, и представители, назначенные в качестве таковых в международной заявке, в заявлении о внесении записи об изменении в праве собственности или в отдельном сообщении обязаны указать свой адрес электронной почты (e-mail). В этой связи сообщается, в частности, следующее:
- заявитель не может указывать адрес электронной почты представителя в качестве собственного, адреса электронной почты заявителя и представителя должны быть разными;
- ВОИС не будет указывать адреса электронной почты заявителей, владельцев регистраций или их представителей в рамках онлайновых информационных служб Мадридской системы (например, Madrid Monitor) и не будет публиковать их в Бюллетене ВОИС по международным знакам;
- если адрес электронной почты заявителя не указан или заявитель указал одинаковый адрес электронной почты для себя и своего представителя, ВОИС направит уведомление о нарушении, которое заявитель (или его представитель) должен устранить в течение предписанного времени. Если требуемые шаги не будут предприняты, международной заявке будет отказано в рассмотрении;
- в случае отказа от рассмотрения международной заявки заявитель вправе ходатайствовать о том, чтобы ВОИС возобновила делопроизводство по ней. Для этого он должен указать адрес своей электронной почты и оплатить пошлину за продолжение делопроизводства. Заявитель обязан направить запрос о продолжении делопроизводства в течение двух месяцев с момента истечения срока, предписанного для устранения нарушения;
- если в просьбе о внесении записи о смене владельца не указан адрес электронной почты нового владельца (правопреемника) и это нарушение не устранено в течение установленного срока, запись о смене владельца произведена не будет.

Росреестр разработал проект федерального закона, предусматривающий новые возможности для граждан в части оформления прав на земельные участки и недвижимость
Информация Росреестра от 05.04.2021 "Дачная амнистия 2.0": Росреестр предложил упростить оформление прав наследников на землю по документам старого образца"
Предлагаемые правовые механизмы позволят решить проблему переоформления прав по документам старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы. Законодательная инициатива направлена на решение вопроса оформления прав наследников на земельные участки, которые были предоставлены предыдущим хозяевам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законопроект предлагает в упрощенном порядке оформить права на жилые дома, построенные в советский период, и земельные участки под ними в собственность бесплатно. Чтобы воспользоваться таким упрощенным порядком, жилой дом должен отвечать нескольким требованиям: должен быть построен до мая 1998 года (период до вступления в силу первого Градостроительного кодекса РФ), находиться в границах населенного пункта; должен быть расположен на государственной или муниципальной земле. Граждане должны будут подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом (документы о выделении земли, об уплате коммунальных услуг, документ о проведении государственного технического учета и (или) технической инвентаризации). Чтобы создать более комфортные условия для оформления прав граждан на садовые и жилые дома, Росреестр предлагает сделать постоянным действующий до 2026 года упрощенный порядок регистрации прав на жилые и садовые дома. Кроме того, законопроект предлагает образовывать земельные участки под многоквартирными домами не только путем подготовки проекта межевания территории, но и на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, подготовленной с соблюдением процедуры общественных обсуждений.

Все, что нужно знать о "гаражной амнистии", - разъяснение Росреестра
Информация Росреестра от 07.04.2021 "Росреестр разъяснил, как будет работать закон о "гаражной амнистии"
Закон о "гаражной амнистии", вступающий в силу с 1 сентября 2021 года, позволит гражданам в течение пяти лет, до 1 сентября 2026 года, бесплатно получить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых находятся их гаражи. Закон определяет механизм предоставления гражданам земельных участков, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30 декабря 2004 г.). При этом предусматривается одновременный кадастровый учет и регистрация права собственности на гараж и земельный участок, на котором он расположен. "Гаражная амнистия" распространяется на объекты гаражного назначения. Речь идет как об объектах капитального строительства, так и о гаражах некапитального типа, которые находятся в гаражно-строительных кооперативах и гаражных товариществах. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Земля, на которой расположен гараж, должна быть государственной или муниципальной. Не попадают под "гаражную амнистию" самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ. Воспользоваться "гаражной амнистией" смогут граждане - владельцы гаражей, возведенных до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ; их наследники; граждане, которые приобрели гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, по соглашению у лица, подпадающего под "гаражную амнистию". Разъясняется, как воспользоваться "гаражной амнистией", а также о дополнительных преимуществах для инвалидов.

29.03.2021-04.04.2021

В случае отсутствия недобросовестности со стороны военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а также счетной ошибки, выплаченное такому военнослужащему дополнительное материальное стимулирование взысканию в качестве неосновательного обогащения не подлежит
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 N 8-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева"
Конституционный Суд РФ признал подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не предполагает взыскания с военнослужащего, в том числе после увольнения с военной службы, полученных им в период ее прохождения сумм дополнительного материального стимулирования, предусмотренного нормативными правовыми актами в качестве периодических выплат за счет бюджетных средств, выделяемых на денежное довольствие военнослужащих, в случае выявления после их выплаты обстоятельств, препятствовавших предоставлению такого материального стимулирования, при отсутствии недобросовестности со стороны военнослужащего и счетной ошибки. Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории военнослужащих приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010), являясь формой оплаты их труда, по смыслу подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ представляет собой платеж, приравненный к заработной плате. Соответственно, уровень государственной защиты права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на владение, пользование и распоряжение полученными в качестве денежного довольствия суммами (в том числе в виде таких стимулирующих выплат, которые исходя из нормативного регулирования порядка их осуществления и источника финансирования являются его составной частью) не должен быть ниже, чем у граждан, работающих по трудовому договору. Суд, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания в качестве неосновательного обогащения денежных средств, полученных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в виде дополнительного материального стимулирования, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий такого взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела. Наличие либо отсутствие при начислении и выплате дополнительного материального стимулирования признаков недобросовестности в действиях военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, не обладающего для этого специальными знаниями и навыками, также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим возникший спор, связанный со взысканием неосновательного обогащения. При установлении судом на основе исследования всех материалов конкретного дела факта отсутствия недобросовестности со стороны военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а также счетной ошибки права военнослужащего (в том числе после увольнения с военной службы) подлежат защите, а соответственно, выплаченное такому военнослужащему дополнительное материальное стимулирование взысканию в качестве неосновательного обогащения не подлежит.

Отменено требование о предъявлении нотариально заверенного согласия законных представителей при заселении детей в гостиницу
Постановление Правительства РФ от 01.04.2021 N 519 "О внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"
Соответствующие поправки внесены в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Установлена процедура осуществления Росреестром федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки
Приказ Росреестра от 29.12.2020 N П/0497 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62907.
Предметом надзора является соблюдение исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, наделенным полномочиями по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки, и бюджетным учреждением, созданным субъектом РФ и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, требований, предусмотренных статьями 11, 12, 14 - 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Осуществление надзора включает в себя следующие административные процедуры: организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований; организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с уполномоченными органами субъектов РФ, бюджетными учреждениями; проведение внеплановой проверки; принятие предусмотренных законодательством мер при выявлении нарушений обязательных требований. Срок проведения внеплановой проверки (с даты начала такой проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать двадцать рабочих дней.

Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росреестром в рамках включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров"
(приложение N 4 к приказу Росреестра от 24.02.2021 N П/0075)
В перечень включены:
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
- Приказ Минэкономразвития России от 30.06.2016 N 421 "Об утверждении порядка ведения органом государственного надзора государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, перечня включаемых в него сведений и перечня сведений, подлежащих размещению на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также порядка и способов представления в орган государственного надзора документов для включения в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров сведений об ассоциации (союзе), порядка уведомления ассоциации (союза) о принятом органом государственного надзора решении о включении или об отказе во включении такой ассоциации (союза) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров".
Приведены, в числе прочего, ссылки на текст нормативного правового акта на официальном портале правовой информации (www.pravo.gov точка ру ), ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы.

Рассмотрен вопрос об осуществлении государственного кадастрового учета нежилых помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме
Письмо Росреестра от 17.03.2021 N 13-1944-АБ/21 "О подготовке технических планов многоквартирных домов"
Сообщается, что при отражении в техническом плане сведений о нежилых помещениях, в том числе относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, необходимо исходить из того, что в техническом плане отражаются сведения только о тех частях объема многоквартирного дома, которые отвечают критериям обособленности помещений (отграничены от иного объема здания строительными (ограждающими) конструкциями (стены, перегородки) и имеют функциональное назначение (например, колясочная)). Сведения о частях и элементах здания, не отвечающих таким критериям ("подъезд", лестничные клетки или площадки, лифтовые шахты, каналы для инженерных коммуникаций и тому подобное), а также сведения об оборудовании (механическом, электрическом, санитарно-техническом и другом), расположенном в многоквартирном доме или ином здании, в техническом плане в качестве сведений о помещениях не отражаются.

Рассмотрен вопрос о порядке изменения статуса сведений "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные" в отношении площади и количества этажей объектов ИЖС, садовых домов
Письмо Росреестра от 25.03.2021 N 13-2191-АБ/21 "О применении законодательства"
Речь идет об изменении статуса сведений "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные" в отношении площади и количества этажей указанных объектов, особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на которые регулируются положениями частей 12 - 13 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ. Сообщается, в частности, что для изменения статуса сведений представление технического плана, иных документов, подтверждающих изменение характеристик данных объектов капитального строительства (включая проектную и (или) разрешительную документацию, уведомления об окончании строительства), в том числе в случае, если такие изменения были произведены до 01.01.2013, не требуется (равно, как и не требуется запрашивать такие документы в порядке межведомственного взаимодействия органу регистрации прав). В графе "иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения" реквизита 3.4 заявления, форма которого предусмотрена приложением N 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310, правообладателю необходимо указать на изменение сведений о характеристике объекта недвижимости.

Росреестр предлагает отменить ограничения на приватизацию земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Информация Росреестра от 30.03.2021 "Росреестр предложил разрешить гражданам и предпринимателям приватизировать земли во втором поясе зон санитарной охраны"
Соответствующий законопроект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Отмечается, что в настоящее время согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, указанные земельные участки ограничены в обороте и не могут быть переданы в частную собственность. При этом второй пояс зон санитарной охраны водотоков (реки, каналы) и водоемов (водохранилища, озера) при значительной протяженности может иметь ширину свыше 2 километров. Таким образом, под ограничения попадают тысячи граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не могут оформить в собственность земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости. Таким образом, граждане, которым в пользование предоставлены земельные участки в границах данного пояса, не могут воспользоваться "дачной амнистией" по переоформлению земли, лишены возможности продать, подарить или передать в наследство свои участки. Разработанные Росреестром поправки позволят гражданам оформить право собственности на такие земельные участки. Кроме того, законопроект позволит эффективнее привлекать к ответственности нарушителей санитарно-эпидемиологических норм на территориях около водостоков и водоемов. Надзорные органы смогут взыскать с недобросовестного собственника (в отличие от арендатора) земельный участок или объект недвижимости в счет уплаты штрафа.

22.03.2021-28.03.2021

Минфин России наделен полномочиями по осуществлению от имени РФ прав акционера по приобретенным за счет ФНБ акциям ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
Постановление Правительства РФ от 18.03.2021 N 406 "Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии"
Права акционера по приобретенным в рамках дополнительного выпуска обыкновенным именным бездокументарным акциям осуществляются Минфином России по согласованию с Минтрансом России. Реализация Минфином России прав акционера по приобретенным акциям осуществляется с учетом пункта 2 статьи 96.11 Бюджетного кодекса РФ.

Установлена форма уведомления о результатах внесения в ЕГРН сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств
Приказ Росреестра от 12.03.2021 N П/0099 "Об утверждении формы уведомления о результатах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2021 N 62867. Форма утверждена в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 23 марта 2021 года.

Росреестр: с 23 марта участники садовых и гаражных товариществ, собственники недвижимости могут заказать комплексные кадастровые работы
Информация Росреестра от 23.03.2021 "Росреестр упростил порядок проведения комплексных кадастровых работ для коллективных сообществ"
Сообщается, что с указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2020 N 445-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Теперь участники садовых и гаражных товариществ, собственники недвижимости в коттеджных поселках смогут самостоятельно инициировать проведение комплексных кадастровых работ. До принятия данного закона не предусматривалась возможность проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств. Сейчас сообщества получили возможность оформить единый документ на всю территорию, определить точные характеристики объектов недвижимости, как земельных участков, так и расположенных на них зданий, и при необходимости исправить реестровые ошибки. Снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков. Как заказать комплексные кадастровые работы сообщается в прилагаемой справке.

Разделы

Адвокат использует в своей работе правовые системы Консультант Плюс, сопровождаемые специалистами компании АРТИКС.
© 2020 RLAW.RU
Верещагина Елена Владимировна